Одна из самых привлекательных областей для инвестиций сегодня — маркетинг. Это обусловлено, во-первых, быстрым развитием сферы: маркетинг растет и видоизменяется гораздо активнее традиционных отраслей бизнеса, таких, как машиностроение, промышленность или даже торговля.
Во-вторых, маркетинговая сфера отличается быстрым внедрением инноваций. Всего лишь за год новое изобретение может заполучить львиную долю рынка. В случае же с более консервативными областями бизнеса на внедрение инноваций может потребоваться гораздо большее время. Большинство так называемых «единорогов» рынка, то есть тех компаний, которые в короткий срок выросли в капитализации до 1 миллиарда долларов, построено было как раз на использовании инноваций в маркетинге. Например, Facebook, Airbnb, Google, Uber.
Мы обратились к директору компании ReMarked Леониду Касаткину и попросили рассказать о наиболее перспективных трендах маркетинга с точки зрения инвестиций.
Четыре тренда, в которые стоит вложиться уже сегодня
На текущий момент я вижу четыре основных области маркетинга, которые будут расти в ближайшие годы и позволят окупить инвестиции.
- Чат-боты
Мессенджеры сейчас самый быстрорастущий способ общения с бизнеса с покупателями. Вы можете запрограммировать чат-бота в мессенджере на получение определенной информации от клиентов, на помощь в выборе и заказе товаров через каталог, он может служить виртуальным секретарем и выполнять еще множество функций.
Чат-бот — это программа, созданная для выполнения различных функций от поиска информации до имитации поведения человека при общении с одним или несколькими собеседниками в виртуальном пространстве.
Сейчас на рынке конструирования чат-ботов уже существует много компаний. Крупных лидеров пока что выделить сложно. Отмечу фирмы BizBots(Россия), Botego (США), Botfuel (Франция), BotsCrew (Великобритания).
- Большие данные (Big Data)
Работа с большими данными — это второе перспективное направление развития маркетинга. Покупатели генерируют все больше данных о себе: где были, что видели, что купили, какие сайты посещали, какие смотрели ролики на YouTube, в каком мессенджере общались и так далее.
Для крупного бизнеса умение работать с этими данными — очень важный навык. Ведь чем больше покупателей, тем сложнее к ним обращаться и труднее выяснять, что им нужно на самом деле и как они предпочитают общаться с брендом. А без этого очень легко потерять с потребителями связь и начать делать только то, что кажется важным для бизнеса, но совершенно не подходит покупателям.
Американская сеть «Tesco» 20 лет назад уже занималась обработкой больших данных и сумела выделить категорию покупателей, которая приносит наибольший доход в ритейле. Оказалось, что это женщины на 1-2 месяце беременности. В результате обработки большого количества данных удалось выяснить изменения в покупках женщин на ранних сроках беременности. И на основании этой информации всем женщинам, которые только-только забеременели (а некоторые еще даже не знали об этом сами!) рассылались каталоги с соответствующими товарами. В результате эта категория покупателей стала приносить на 20% больше дохода.
- Автоматизация рекламы
Если компания собирается запустить рекламную акцию, то для этого нужны: маркетолог, который составит бюджет и определит площадки для размещения; копирайтер, который напишет текст и сделает креатив; фотографы и дизайнеры, которые подготовят полиграфию, баннеры или ролики.
Потом нужно будет найти подходящие для размещения площадки, рекламное агентство, которое будет контролировать весь этот процесс. Есть еще агентства, отвечающие за программатик, скоринг и ремаркетинг, если требуется более сложная настройка рекламы.
В США провели исследование, в результате которого выяснилось, что один доллар, вложенный в интернет-маркетинг, делает показов рекламы всего на 5 центов. Все остальные деньги — это проценты, комиссии и оплата труда специалистов.
- Персонализация рекламы
Мы каждый день видим тысячи рекламных объявлений, но почти ничего не запоминаем. Брендам приходится навязчиво доносить информацию о себе, чтобы на двадцатый или пятидесятый раз мы наконец-то запомнили, о чём идёт речь. Такого рода реклама выглядит как раздражающий спам. Она расходует огромные маркетинговые бюджеты, но не приносит пользы ни бизнесу, ни потребителю.
Я считаю, что спасти ситуацию может только персонификация. Что это значит? Бизнес будет общаться с каждым покупателем адресно в интернете, на сайтах, в социальных сетях, мессенджерах, используя имеющуюся информацию о нём. И предлагать только то, что этому пользователю действительно нужно.
Примеры персонификации в рекламе:
- Вы каждый день приходите пить кофе в одну и ту же кофейню. Заведение, видя это, предлагаем вам акцию. Например, «выпей 10 чашек, а 11 получи бесплатно».
- Вы купили в обувном магазине пару ботинок 40 размера. Бизнес это запомнил и в новом сезоне прислал вам адресную рассылку с предложением новых ботинок вашего размера и фасона.
Такого рода реклама на несколько порядков эффективнее простой «бомбардировки».
Уже сейчас в России есть компании, которые специализируются на персонифицированной адресной рекламе. Одна из них — наша фирма ReMarked. Мы разработали омниканальную CRM систему для ресторанов. Она объединяет в себе все каналы поступления данных о гостях: звонки, авторизации по Wi-Fi, отзывы на порталах, карты лояльности, системы автоматизации, заявки с сайта. На основании полученной информации система составляет портреты клиентов и добавляет их в единую базу.
Портрет гостя ресторана в CRM системе от ReMarked
Выбирая нужный параметр, маркетолог без труда может сегментировать аудиторию из базы и общаться с гостями индивидуально, отправляя смс-сообщения, показывая рекламу с учетом истории посещений и заказов.
Итак, я обозначил четыре направления маркетинга, которые сейчас наиболее востребованы и перспективны. Обратите на них внимание, если планируете сделать выгодное вложение. Инвестиции в эти сферы способны быстро окупиться и принести доход уже в ближайшем будущем.